Максим Брага
Максим Брага
Тождественны ли понятия «личность» и «человек», и если нет, то как формируется личность? Статья, посвященная теории Эрика Эриксона.
Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте-на-Майне. Его родители разошлись до его рождения, поскольку он был ребенком от внебрачного союза. Неблагоприятные обстоятельства сопутствовали ему и в еврейской школе, где дети дразнили его «скандинавом» за то, что он был высоким, белокурым, и голубоглазым, в то время как в немецкой школе его обзывали «евреем». События собственной жизни, остро врезавшиеся в память вследствие своей проблематичности, легли в основу его исследований, посвященных вопросам формирования идентичности. Как и многие европейцы того времени, Эриксон испытал сильнейшее влияние фрейдистского психоанализа, который он изучал после школы. Однако впоследствии он дополнил эту теорию, добавив в число определяющих развитие личности факторов иные помимо сексуального. А именно – социальные и индивидуальные. Согласно теории Эриксона, в течение жизни человек проходит общие для всех людей стадии развития. Эриксон пишет: «в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия». Всего Эриксон выделяет 8 стадий (ступеней) психосоциального становления человека. Несмотря на немаловажную роль свободной воли человека в деле своего развития, наступление этих стадий в первую очередь обусловлено так называемыми «критическими периодами» - поворотными моментами в его жизни. Поэтому в сущности каждая стадия представляет собой своего рода проблему, предъявляемую человеку условиями его психической и социальной жизни. Поэтому внутренний облик развивающейся личности определяется тем, каким именно образом в конце концов разрешается каждая из этих проблем и разрешается ли. По мере усложнения собственного психосоциального устройства, у человека возрастает степень уязвимости, однако столкновение с проблемами означает для него не катастрофу, а кризис. То есть, в процессе решения проблем, человек увеличивает уровень своей адаптации, становится сильнее, меняя при этом направление своей жизни. Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и положительный, и отрицательный компоненты. Если проблема разрешена, то у человека формируется новое позитивное качество. Если не решена, развивающемуся «Я» наносится вред. При этом положительный исход на одном из этапов вовсе не гарантирует успешность прохождения следующих. Новоприобретенные качества не снижают восприимчивость человека к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Перейдем к рассмотрению ступеней развития по Эриксону.
1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
Эта стадия охватывает первый год жизни. В этот период происходит формирование общего чувства доверия по отношению к реальности. Это чувство напрямую зависит от уровня получаемой младенцем материнской заботы. Малыш, потребности которого быстро удовлетворяются, который редко испытывает недомогания, которого окружают лаской чувствует, что мир, в общем-то, место довольно неплохое, а люди — не такие уж и уроды. В случае же недостатка должного ухода, в ребенке вырабатывается недоверие, переходящее в боязливость и подозрительность по отношению к миру, и это недоверие он проносит с собой на последующии стадии. Важно понять, что чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и постоянства. При этом младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему. Они должны приобрести способность адекватного удовлетворения своих потребностей с помощью собственного тела. В этом случае младенец будет переносить отсутствие матери (физическую отдаленность от него) безо всякой тревоги. Если же мать в силу собственной несостоятельности не способна проявлять надежность, если она эмоционально отвергает ребенка (нежелательная беременность), первичной установкой младенца будет страх (неуверенность).
Эта стадия охватывает первый год жизни. В этот период происходит формирование общего чувства доверия по отношению к реальности. Это чувство напрямую зависит от уровня получаемой младенцем материнской заботы. Малыш, потребности которого быстро удовлетворяются, который редко испытывает недомогания, которого окружают лаской чувствует, что мир, в общем-то, место довольно неплохое, а люди — не такие уж и уроды. В случае же недостатка должного ухода, в ребенке вырабатывается недоверие, переходящее в боязливость и подозрительность по отношению к миру, и это недоверие он проносит с собой на последующие стадии. Важно понять, что чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и постоянства. При этом младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему. Они должны приобрести способность адекватного удовлетворения своих потребностей с помощью собственного тела. В этом случае младенец будет переносить отсутствие матери (физическую отдаленность от него) безо всякой тревоги. Если же мать в силу собственной несостоятельности не способна проявлять надежность, если она эмоционально отвергает ребенка (нежелательная беременность), первичной установкой младенца будет страх (неуверенность).
Еще одной причиной формирования недоверия может быть перенос центра внимания родителей с ребенка на другие занятия: дела по дому, работу или другого ребенка. Наконец, родители, сами чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с принятыми в данной культуре нормами жизни, как правило, создают для ребенка атмосферу неопределенности, в результате чего у него также появляется чувство недоверия. Последствиями негативного исхода первого этапа являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых. Однако не все так уж безнадежно. Поскольку дилемма «доверие-недоверие» будет проявляться снова и снова на каждой новой стадии развития, у человека всегда есть возможность разрешить ее в следующий раз, и в этом ему может сильно помочь надежда. Следует отметить, что по-настоящему здоровое развитие отнюдь не означает тотального доверия по отношению к миру со стороны ребенка. Оно означает сбалансированное соотношение доверия и недоверия (мера). Ребенок должен научиться понимать, чему не следует доверять, а чему доверять необходимо. Именно научиться, потому что, в отличие от животных, человек не способен приобретать психосоциальные навыки на основе инстинктов. Разумеется, что способ научения ребенка в разных культурах осуществляется по-разному. Но смысл научения, его конечная цель универсальны. Человеку надо научиться доверять миру, в котором он живет так, как он доверяет собственной матери.
Этот период продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Взаимодействуя с родителями, ребенок обнаруживает, что родительский контроль бывает разным. Он может проявляться как в форме заботы, так и в качестве мер пресечения нежелательного поведения. Со временем ребенок становится способен различать виды предоставленной ему свободы: свободу по типу «пускай попробует» и попустительство как избавление от хлопот (включить телевизор, чтобы чем-то занять). Поскольку в этот период у детей быстро развиваются нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают проявлять самостоятельность в исследовании окружающего их мира. Дети хотят все делать сами (умываться, одеваться, кушать). Также можно наблюдать у них сильное желание исследовать предметы и манипулировать ими. Если родители на этом этапе поощряют самостоятельность ребенка, у него вырабатывается чувство владения своими намерениями, собственным телом и окружающей средой. Но если родители демонстрируют нетерпение и совершают действия вместо ребенка, у последнего возникают стыд за свою неуклюжесть и сомнение в собственных силах. Вследствие того, что стадии развития взаимосвязаны, недоверие, сформировавшееся на первой ступени, может привести к робости и нерешительности, и, в конечном счете, к несамостоятельности. И наоборот, доверие с высокой вероятностью будет гарантировать уверенность, установку «я могу». Средством, способным помочь человеку в случае негативного исхода, является сила воли. Несмотря на травмирующие внешние обстоятльства, у человека всегда есть возможность прекратить последствия их влияния волевым усилием.
Этот период длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; ребенок уже многое умеет (бегать, кидать камни, пользоваться столовыми приборами). Он начинает сам придумывать для себя занятия, а не просто реагировать или подражать. Инициативность особенно видна в речи детей этого возраста. Они активно начинают придумывать новые слова. Как всегда исход этой стадии может быть двояким. На положительном полюсе находится предприимчивость (инициативность), на отрицательном – чувство вины. Какой из полюсов будет преобладать зависит от реакции родителей на проявления детской инициативы. Например, готовность обстоятельно отвечать на бесчисленные вопросы ребенка формирует в нем интеллектуальную предприимчивость, а предоставление свободы выбора действий (бегать, возиться, бороться) – деятельную предприимчивость. Напротив, если родители показывают пренебрежительное отношение к начинаниям ребенка (вопросы назойливы, игры утомительны, подвижность нежелательна), ребенок начинает испытывать чувство вины. Формирование инициативы существенно дополняет качество самостоятельности. Как отмечает Эриксон: «Инициатива добавляет к самостоятельности способность принимать на себя обязательства, планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед». Опять таки здесь важно соблюсти баланс. Чрезмерность в поощрении активности ребенка и отсутствие каких бы то ни было ограничений приведет к появлению своеволия и неповиновения, «протестующей независимости». Средством, могущим пробудить инициативность, преодолеть чувство вины и скорректировать своеволие на данном этапе может выступить постановка четких целей.
Четвертый психосоциальный период развития продолжается от 6 до 12 лет и характеризуется освоением ребенком элементарных культурных навыков: самодисциплина, взаимодействие со сверстниками на основе предписанных правил. В этот период происходит переход интереса ребенка от того, «что есть вещь?» к тому, «как она устроена?» Различные занятия, связанные с приготовлением или конструированием (рукоделие, готовка пищи, создание авиамоделей и т. д.), способствует формированию трудолюбия. Оно подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где детям дают первоначальные знания о «технологических элементах» социального мира, обучая их и трудясь вместе с ними. Опасность на этой стадии заключается в возможном появления чувства неполноценности. Дети могут начать сомневаться в своих способностях. Это может отбить у них всякое желание учиться дальше. На данном этапе школа играет столь же определяющую роль как и родители. Например, ребенок, не способный усваивать учебный материал наравне со сверстниками, может начать остро переживать свою неполноценность, несмотря на то, что дома его подбадривают. Или наоборот, подавленность из-за насмешек дома, может быть устранена поддержкой со стороны учителя. На этом этапе важно объяснить ребенку, что успех жизни не сводится только к работе, а о достоинствах человека нельзя судить исключительно по его социальным достижениям, иначе ребенок рискует впоследствии стать простой рабочей силой, или, говоря словами Маркса, «подчиниться ремесленной тупости». Таким образом, истинное трудолюбие подразумевает осознание человеком смысла своего труда и видение конкретной пользы, которую он этим трудом приносит обществу. Такое трудолюбие выходит за рамки чисто эмоционального отношения к труду и формирует умелость (компетентность).
На возраст от 12 до 18 лет приходится пятая стадия в схеме личностного роста Эриксона. Подростку предстоит либо обрести устойчивую идентичность, либо запутаться в смешении социальных ролей. Для достиженя положительного результата необходимо собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, школьники, спортсмены, музыканты, друзья и т.д.) и объединить их в целое (свою самотождественность). Самотождественности «Я» представляет собой возросшую уверенность человека в том, что его способность сохранять внутреннюю цельность (психологическое значение Я) согласуется с оценкой, даваемой другими людьми. Молодые люди, проходящие этот этап, должны нучиться воспринимать себя внутренне тождественными самим себе. В конечном счете у индивидуума складывается устойчивый образ самого себя, который с одной стороны вырастает из прошлого, а с другой — смыкается с будущим. При этом внутреннее ощущение самотождественности должно подкрепляться признанием и совпадающей оценкой близкого окружения.
Согласно Эриксону, основа гармоничного формирования собственной идентичности закладывается в детстве. Однако не меньшую роль в этом играет и влияние тех социальных групп, к которым подростки себя относят. Например, Эриксон отмечал, что чрезмерное отождествление с киноактерами, спортсменами, музыкантами подавляют личностное начало в подростке, тем самым искажая формирование самотождественности. Существует факторы, которые не просто искажают, но прямо препятствуют образованию идентичности, внося высокую степень неопределенности в жизнь подростков, что, в конце концов, приводит к путанице ролей (кризису идентичности). Человек оказывается не способен выбрать свой жизненный путь и внятно ответить на вопрос «Кто я?». К таким факторам можно отнести: обилие информации, порождающей противоречивые взгляды; резкие социальные изменения, нарушающие привычное течение жизни; подрыв авторитетов и как следствие потеря доверие ко всяким ориентациям (политическим, аксиологическим, духовным). Подростки, страдающие от кризиса идентичности, переживают острое чувство своей бесполезности и тоски от бесцельности своего существования. Иногда это приводит к бросанию в крайность. Чтобы хоть как-то определиться, подростки действуют от противного и кидаются в сторону «негативной» самотождественности – противоположной той, что настойчиво предлагают им окружение. Это объясняет высокий процент преступлений среди подростков, их вызывающее поведение, стремление придерживаться контркультурных позиций. Средством, которое может помочь подростку успешно преодолеть пятый эатп, Эриксон называет «верность». Под «верностью» Эриксон понимает спообность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.
Шестой стадией является начало зрелости — ранние годы семейной жизни (от 20 до 25 лет). Поскольку в центре основных интересов человека в этот период находятся межличностные отношения, положительный и отрицательный полюса знаменуются близостью и изоляцией соответственно. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом человеке в самом широком смысле: делиться с ним самым сокровенным в плане чувств и самым существенным в плане мыслей. Близость характеризуется отсутствием страха потерять себя при установлении душевно-интимного контакта с другим. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии напрямую зависит от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Понятие «близости» не обязательно связано с межполовыми отношениями, оно распространяется и на дружбу. Например, между боевыми товарищами часто образуются тесные задушевные связи.
В случае же неспособности достичь близости в дружбе или браке, человек погружается в состояние изоляции, его уделом становится одиночество. Человеку становится не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Одной из причин неспособности установить близкие отношения с другими является самопоглощенность. Люди, всегда ставящие в центр комфорт своего «я», предпочитают ограничиваться исключительно формальными взаимодействиями: работодатель-работник, оказатель услуг-клиент, членство в клубе и т. д. Такие люди не способны по-настоящему открыться другому и посвятить его свой внутренний мир, потому что это потребует ответных действий — посвящения во внутренний мир другого. Но посвящение в мир другого будет означать выход из состояния самопоглощенности, перенос акцента со своего «я» на чье-то «ты». Поэтому такие люди, чувствуя опасность, исходящую от близких отношений, занимают позицию невовлеченности, со временем переходящую в отчужденность. В числе причин, мешающих достижению близости в межличностных отношениях, Эриксон указывает условия технологического общества: урбанизированного и обезличенного. Средством, способствующим преодолению изоляции и установлению близости, Эриксон называет любовь, понимаемую им как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют уступок или самоотречения.
Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет). Основная проблема, встающая перед человеком в этот период – выбор между продуктивностью инертностью. Продуктивность проявляется как забота старшего поколения о младшем. Все, что передается от поколения к поколению (знания, материальные объекты культуры) являются элементами продуктивности. Импульс к активной заинтересованности в высоком уровне будущей жизни потомков дает забота, которую Эриксон определяет как «расширение взятых на себя обязательств попечения о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Она представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.
Те же взрослые, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние инертности, при котором основным предметом заботы являются персональные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества – жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд. Это явление известно как «кризис старшего возраста», который выражается в чувстве безнадежности и бессмысленности жизни.
Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. В этот период люди оглядываются назад и, вспоминая свои неудачи и успехи, переосмысливают собственные решения и действия, подводя жизненный итог. Если по завершении этой ретроспекции человек может безо всяких экивоков сказать себе «я доволен», значит он достиг искомой цели своего становления, он обрел цельность своего «я». Его больше не страшит неотвратимость смерти, так как свое бессмертие он видит в потомках или в творческих достижениях. Цельность личности находит выражение в мудрости, которой Эриксон дает такое поэтическое определение: «Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде неосуществленных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, поэтому они впадают в отчаяние. Эриксон выделяет два типа настроения у отчаявшихся пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир (брюзжание). Поскольку отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к цельности, старики пытаются приукрасить свои воспоминания, выдать желаемое за действительное. Чувство горечи по поводу нереализованности собственной жизни зачастую ведет к сенильной деменции (старческому слабоумию), депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности, словом, к маразму.
Статья авторства Сoncepture
******
Хочу добавить комментарий по поводу этой статьи от себя. И сделать это с точки зрения метода и подхода, по которому я работаю.
Для начала скажу, что данная статья мне понравилась (иначе я бы ее не выложил), и считаю и вижу, что те конфликты и проблемы, которые обозначает автор для каждого из этапа, а также их последовательность - весьма верные, как показывают мои наблюдения. Верно так же то, что они имеют весьма общий характер для всех людей в самых разных социальных условиях. Дополнить же я ее хочу больше именно в практическом русле - что с этим всем возможно и стоит делать, с пользой для себя.
Основное направление почти любой терапии направлено в лучшем случае на то, чтобы человек научился признавать эти конфликты и проблемы для себя и разрешать их, наработав для себя какой-либо опыт/качество, чтобы не застревать в этих конфликтах и проблемах, и двигаться дальше, к следующим этапам. В худшем же случае - чтобы заблокировать в себе связанные с этим потребности, через обесценивание, отрицание или любым другим способом (хотя это уже даже не терапия). Но я вижу и тот и другой путь тупиковыми и неэффективными. И вот почему.
Возможно, кто-то уже видел статью, которую я выкладывал ранее - "Формирование личности и деструктивные программы". В ней раскрывается та же самая динамика формирования личности на основе возникающих у человека потребностей, и того, что называется деструктивными личностными программами - "застрявшими" в некоем возрасте частями личности (суб-личностями) человека, зацикленными на удовлетворении какой-либо из таких потребностей, которую однажды человек не смог удовлетворить/ наработке некого качества или опыта, которые якобы могут помочь это сделать. Так вот. Любые попытки удовлетворять такого рода потребности или работать с тем, что мешает это делать, являются неотьемлимой частью, одним из этапов самой деструктивной программы - реализации целей-желаний, важность которых задает для человека сама программа. Т.е. любого рода выполняемые в связи с этим процессы лишь усиливают скорость и интенсивность выполнения такой программы человеком, что связано лишь с большим расходованием его ресурсов на это. Ресурсов, которые можно было потратить на восприятие и обьективное оценивание окружающей действительности, чтобы предпринять и осуществить какие-либо рациональные и эффективные решения в связи с реальностью текущей ситуации, а не тем, что когда-то было в прошлом.
Работая по моему текущему методу работы (ТЕОС), мы рассматриваем и проясняем не только и не столько эпизоды, в которых сформировались адекватные или не очень соответствующим потребностям структуры личности, или связанные с ними те или иные эмоции и чувства. И не столько то, что мешает разрешить конфликт или проблему на той или иной стадии взросления человека. Сколько само пространство, в котором задаются условия для того, чтобы этот конфликт или проблема формировались - те деструктивные программы, внутри которых формируется некая боль-потребность, связанные с ней определенного рода события, а также фиксированные способы реагировать на эти события. Рассматривать одно без другого не имеет смысла - меняя только свои реакции на другие, либо прорабатывая то, что мешает разрешить этот конфликт или проблему, не прояснив программу целиком, человек все равно остается действовать внутри этого пространства. Грамотно же прояснив все это пространство и рассоздав программу, которые создает конфликт или проблему (навязчивое желание удовлетворять какую-либо потребность с одной стороны и болезненную неспособность это делать с другой), а также остальное содержимое этого пространства, которое сформировалось в результате этого в виде ментально-эмоциональных структур, кластеров боли, паттернов реагирования и т.п., человек возвращает себе чистое и свободное пространство и имеет возможность распоряжаться им по своему усмотрению, а не так как задается внутри программы.
По сути, речь идет о единственном реальном способе работать со своими личностными программами - таким образом, чтобы их полностью рассоздавать, а не продолжать выполнять. И сделать это можно рассматривая не то, как разрешить этот конфликт или проблему, свойственную каждой из описываемых автором стадий, а то, как этот конфликт человек для себя бессознательно создает - т.е. сами деструктивные личностные программы.
28 августа / 2023
Поделиться:
О том, почему личность человека - это набор деструктивных программ, откуда берется и чем является на самом деле "внутренний ребенок", и что такое целостность человека - в этой статье.
Подробнее →
Фундаментальная причина наличия абсолютно любых «проблем» в жизни человека - низкая ресурсность.
Подробнее →
Краткий анализ 3-х основных групп методик и способов для «решения проблем». Информация, которая поможет избавиться от иллюзий, глупых верований, уберечь себя от ошибок и сделать правильный выбор стратегии и методов решения своих проблем.
Подробнее →